Афинская школа. Роспись Станце делла Сеньятура — Рафаэль Санти

Афинская школа. Роспись Станце делла Сеньятура — Рафаэль Санти

Афинская школа. Роспись Станце делла Сеньятура   Рафаэль Санти

Роспись Станце делла Сеньятура [1510-1511] Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала. Это самая величественная несвершенная из ватиканских фресок Рафаэля. Действие разыгрывается здесь на фоне огромного беломраморного храма; его фасад украшают колоссальные статуи Аполлона и Минервы; уходящие в глубину одна за другой три огромные арки безупречно вписаны в арочное завершение стены.

Но этот храм античной мудрости пуст. В поисках истины философы выходят из него; в отличие от собравшихся у алтаря с остией богословов, они разбиты на отдельные группы на широких мраморных ступенях лестницы. В спор погружены и выходящие из храма последними Платон и Аристотель, шествующие на фоне уходящих в глубину арок церковного нефа и небесной синевы. Седовласый Платон, которому Рафаэль придал сходство с Леонардо да Винчи, указывает рукой на небо в знак того, что первичен дух; Аристотель простирает руку ладонью вниз в знак того, что первична материя.

Философы толпятся вокруг Платона и Аристотеля и у стен храма, беседуют друг с другом; погружен в размышление закутанный в темный плащ старец; неподалеку от него юноша, прислонившись к стене и положив на колено тетрадь, что-то торопливо записывает. Центральная часть огромной мраморной лестницы почти пуста — здесь в непринужденной позе устроился полунагой киник Диоген, а ниже, обратившись к нам лицом, погружен в размышления натурфилософ Демокрит, которому Рафаэль придал сходство с Микеланджело.

У подножия лестницы — две самые многочисленные группы спорящих философов: справа — группа юношей, окруживших Евклида, который что-то измеряет циркулем на грифельной доске; в его облике узнается архитектор Браманте; к математикам приближается обращенный к нам спиной статный человек в царской короне со сферой в руке — великий астроном древности Птолемей, за ним следуют два юноши; в облике одного из них без труда узнается сам Рафаэль, второй — художник Содома, участвовавший в росписи свода Станцы.

Группа философов слева погружена в изучение текстов, через плечо одного из них заглядывает человек в белой чалме, возможно, великий восточный философ Аверроэс. Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала, разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит.