Валентин Серов всегда был близок к театру, особенно к музыкальному. Во-первых, потому, что его отец был известный музыкант, и еще более известный критик. Во-вторых, это обусловлено временем — конец XIX века был ознаменован стиранием границ между видом искусств — синкретичность и синтетичность были объявлены главными девизами.
«Анна Павлова в Сильфиде» представляет собой рисунок, предвосхитивший афишу для частного театра Дягилева над которой работал художник. На синем холсте, мастер изобразил мелом грациозную балерину — Анну Павлову, которая считалась олицетворением русского балета, застывшую в па. По этому эскизу были изготовлены афиши в полный рост знаменитой танцовщицы и расклеены по всему Парижу, где проходили в это время «Русские сезоны». Необычные плакаты не только привлекли внимание, а вызвали настоящий переполох.
И сегодня, глядя на эту работу, не устаешь восхищаться гибкой фигурой знаменитой балерины — тоненький стан, изогнутые руки, изящные ножки в пуантах и пышное платье. Кажется, фигура сделана сплошь из хрусталя. Необычайное мастерство художника — бесспорно. С кем только не сравнивали Павлову, изображенную на плакате: с волшебным облаком, игривым пламенем, кружащим осенним листком. В этой скромной по сюжетному наполнению картине, Серов необъяснимым образом сумел одними лишь линиями создать шедевр. Утонченный образ, статичный и изысканный, обладает внутренней динамикой — грезиться, что вот-вот балерина «соскользнет» с холста и предстанет перед нами во всем своем очаровании.