Ван Гог всегда стремился совершенствоваться в мастерстве рисования. Для этого он часто писал портреты друзей и знакомых, а когда модели не находилось, изображал самого себя. Известно даже, что, переехав в Арль, художник специально для этого приобрел новое зеркало. Но большая часть его автопортретов написана все же в Париже.
На этом автопортрете, написанном в 1887-1888 годах, Ван Гог изобразил себя в синем костюме и серой фетровой шляпе. По композиции и сюжету картина перекликается с ранее написанным «Автопортретом в соломенной шляпе», где художник изобразил себя в простой блузе и крестьянском головном уборе. Варьируя эту тему, здесь Ван Гог предстает в образе респектабельного человека в джентльменском костюме, серьезным и твердым взглядом смотрящим перед собой.
Ван Гог экспериментирует с техникой. В изображении он использует контрастирующие цвета, нанося их на холст длинными мазками. На лице эти мазки направлены в середину, в точку переносицы. Это делает выражение лица Ван Гога еще более сосредоточенным и серьезным.
Отличительной чертой этого автопортрета стал своего род нимб, который создают вокруг головы художника мазки темных красок фона. Но Ван Гог не ставил перед собой цели изобразить подобие ореола. Это получилось в результате экспериментов по применению новаторских техник письма. Сам художник считал полученный эффект довольно удачным, и в дальнейшем применял его в других работах.