Безумный Тристан — Сальвадор Дали

Безумный Тристан — Сальвадор Дали

Безумный Тристан   Сальвадор Дали

История несчастных влюбленных Тристана и Изольды занимала Дали на протяжении многих лет. Занимала настолько, что он, основываясь на опере Вагнера, создал либретто и декорации для балета «Безумный Тристан», поставленного в Нью-Йорке в 1944 году.

Картина «Безумный Тристан», датированная 1938-1939 годами, — это предтеча тех самых декораций. Зерно, из которого вырос грандиозный замысел. В ней заложены многие мотивы, использованные художником при оформлении балета. Например, переплетающиеся ветви и корни деревьев — намек на деревья, выросшие на могилах Тристана и Изольды. Руки персонажей похожи на ветви и корни, а деревья на картине простирают свои узловатые пальцы друг к другу. На верхнем «ярусе» картины — типичный для Дали пустынный пейзаж. Небо сумрачно, предметы отбрасывают длинные тени. На заднем плане — причудливые декорации: остов корабля, чьи шпангоуты напоминают ребра кита, скала с вырастающим из нее автомобилем.

На первом плане — силуэт рояля и стоящие по обе стороны от него человеческие фигуры со склоненными головами. Мужчина и женщина. Мужчина сжимает в руках шляпу. На голове его лежит овальный — фаллической формы — камень, грузом безумия клонящий его голову к земле. Грязно-желтое клочковатое облако нацелено на человека, как обвиняющий или грозящий перст. Вдалеке, за его спиной, виднеется крохотный человечек, бредущий по пустыне к горизонту и несущий что-то на плече. Может быть, это смерть с ее косой? А за горизонтом, вдали, узкой полосой синеет край моря. Нижний «ярус» — причудливая галлюцинация в ярко-желтом цвете.

Здание, покрытое геометрически правильными рядами обойных гвоздей. Фасад его местами прорезают трещины, местами — пятнает кровь. Конек крыши этого здания углом выступает наверх. На нем изображена женская голова с волосами-ветвями, выходящими за границы архитектурной формы. Три круглые ступени крыльца ведут внутрь здания. Вход выполнен в форме замочной скважины. Зритель видит длинное узкое помещение, уводящее в глубину дома.

Вдоль стен, подобно кариатидам, возвышаются причудливые фигуры, сплетенные из древесных ветвей и корней. Возможно, эту узкую галерею-анфиладу можно трактовать как намек на женское лоно, а пятна крови — как аллюзию на известный эпизод легенды. В нижнем правом углу картины зритель видит фигурку женщины в белом платье. В отчаянье закрыв лицо руками, она бредет к крыльцу, словно преодолевая ураганный ветер.

Слева и справа от входа на фасаде здания виднеются два овальных элемента: видимо, это две могилы бедных влюбленных. Одна могила буквально ощетинена направленными наружу ветвями и корнями. Другая, напротив, заперта в себе; все ветви-руки втянуты, скрещены и переплетены друг с другом. Тристан в своем безумии устремлен вовне; Изольда же замкнута в кругу своего отчаяния — и в жизни, и после смерти.