Для того чтобы написать «Бурлаков на Волге», Репину потребовалось несколько лет напряженного труда. Он предпринял несколько поездок на Волгу, завел дружбу с будущими героями своей картины, общался с ними долгое время, стараясь понять то, как живут эти люди.
Постепенно Репин решил изменить первоначальный замысел картины. Теперь он уже не старался изобразить контраст между весельем нарядных барышень и тяжелым трудом бурлаков. Сцена была перенесена на Волгу. В картине царит летний полдень: песчаная отмель залита раскаленным солнцем, по летнему небу бегут легкие облака. На заднем плане можно разглядеть груженую барку с фигурой приказчика или хозяина, а на переднем плане — ватагу бурлаков, которые с натугой, из последних сил тянут судно.
Репин специально противопоставил великолепные краски природы — янтарь песка, глубокую синь воды, голубой простор неба — серым, землистым краскам, которыми написаны бурлаки. Одиннадцать людей в грязных лохмотьях, насквозь пропитанных соленым потом, в прогнивших лаптях или онучах олицетворяют собой тяжелый труд, который в ту пору ценился даже ниже лошадиного.
Репинские бурлаки не поют, угрюмо налегая на лямки, они не произносят ни слова, но вся картина — словно стон русского народа, бедного и обездоленного. Бурлаки Репина — это специально подобранная им галерея ярких личностей. Каждый из них обладает индивидуальностью, характером, внутренним миром, биографией, психологией и собственным отношением к жизни.
Впереди располагаются «коренники».- самые сильные и опытные бурлаки. Первым идет поп-расстрига, который уже все повидал на своем веку, рядом с ним кудлатый бурлак, заросший бородой до самых глаз. Слева и чуть позади попа — Илька-моряк. Голова его повязана тряпкой, а внимательный взгляд сверкающих белками глаз устремлен прямо на зрителя. За Илькой — высокий худой бурлак с трубкой в зубах. Репин изобразил его недобрым, озлобленным.
Во второй группе взгляд зрителя падает прежде всего на высокого молодого парнишку в лохмотьях красной рубахи. Он слегка замедлил шаг, поправляя лямку, и его фигура вст»а-ла поперек движения бурлаков.
Справа от него — худой, изможденный бурлак, который, вконец обессиленный, вытирает взмокший лоб рукавом, слева — старик, который наверняка не раз исходил Волгу вдоль и поперек. Замыкают ватагу отставной солдат в картузе, надвинутом на глаза, высокий солдат, повернутый к зрителю в профиль, и мужичонка, который буквально повис на лямке. Такие сильные, яркие и цельные характеры невозможно просто выдумать, их нужно было сначала найти, понять и только потом писать. «Бурлаки на Волге» стали первой картиной Репина из тех полотен, которые показали подлинную Россию того времени.