Чаепитие в Мытищах, близ Москвы — Василий Перов

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы   Василий Перов

Несколько веков назад, современные Василию Перову Мытищи славились вкуснейшей кристально чистой водой своих родников. Утолять жажду здесь доводилось самой Екатерине II, которой местная вода настолько пришлась по вкусу, что императрица даже издала указ о строительстве водопровода Мытищи-Москва. В целом, пить чай в Мытищах считалось хорошим тоном.

Между тем, картина В. Перова совсем не прославляет любителей подобных чаепитий. Художник не раз встречал самодовольно попивающих чай важных монахов, оборванных попрошаек и калек, которых прогоняли от усадеб служанки. Мастер в своей работе прежде всего стремился описать реальную жизнь, обличить и высмеять пороки, укоренившиеся в русском обществе XIX века. Итогом кропотливой работы и стала картина «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы».

Перед зрителем открывается вид на тенистый уголок сада. Здесь, сидя за накрытым узорчатой скатертью столом, чинно попивает из блюдца свежий чай важный раздобревший монах. Переливается блеском на солнце горячий самовар, красивый чайничек готов в любую минуту подарить дорогому гостю еще чашку ароматного напитка, ждут своего часа сухарики и прочие чайные кушанья. Вокруг монаха, стремясь ему угодить, суетится девушка. И вот, когда к столу священнослужителя подходит одноногий слепой калека-ветеран со своим босоногим мальчиком-поводырем, хозяйка небрежно отталкивает нищего, дабы тот своим видом не помешал трапезе монаха.

На полотне нашла отражение неприглядная сторона реальной жизни. Те, кому свыше предопределено проявлять милосердие, любовь к ближнему и благожелательность, на деле оказываются черствыми, заботящимися лишь о собственном благе и удовольствии. Сытый широколицый монах не торопится подать милостыню, а непринужденно продолжает потягивать чай, наслаждаясь отдыхом и вниманием хозяйки, также равнодушной к чужой беде и слабости. Не спешат утешить нищего и двое других священников. Один занят разговором с пожилой женщиной, второй — попивает чай. А протянутая в просящем жесте рука калеки так и не находит поддержки и опоры.

Выполненная в серо-коричневой гамме картина, с фотографически точной прорисовкой жестов, мимики и поз персонажей, обличительным злободневным сюжетом произвела неизгладимое впечатление на мыслящих современников и сделала В. Перова известным сатириком-жанристом.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)