Дама в соломенной шляпке — Питер Рубенс

Дама в соломенной шляпке — Питер Рубенс

Дама в соломенной шляпке   Питер Рубенс

«Дама в соломенной шляпке» — портрет Сусанны Фурман, который написал будущий супруг сестры девушки — Пауль Рубенс в 1625 году. Сразу отметим, что искусствоведы делают акцент на ошибку, а вернее, описку в названии полотна, шляпка на котором совсем не выглядит соломенной. И в самом деле. По-французски «солома», пишется, как «paille», а фетр — «poil». Описка впервые появилась в каталоге работ Рубенса в XVIII. Из-за досадной ошибки наименование портрета теперь вызывает недоумение у неискушенного зрителя.

Портрет относится к числу парадных. Новый жанр портретной живописи был создан самим Рубенсом. Основной целью таких полотен стало нарочитое подчеркивание статусности модели посредством художественных приемов. Общественная роль персоны всегда ставилась Рубенсом на первый план при выборе портретируемого. Достойные по статусу и положению в обществе, богатые люди с изысканными и не очень манерами становились объектом для создания красивого барочного полотна.

Для своей работы «Дама в соломенной шляпке» автор выбрал девушку из среднего сословия, но с фактурной и незаурядной внешностью. Эти огромные глаза, белая кожа, смешные кудри и упругая грудь стали составляющими деталями единого целого — миловидной красивой девушки, имя и фамилия которой уходят на второй план. Видно, что поза Сусанны постановочная, чего не скажешь о дальнем фоне. Обычно помпезный добротный интерьер Рубенс заменил на невесомые облака. Небосвод и лазурь наделили образ девушки легкостью. Нельзя сказать, что Сусанна красавица.

Ее черты напоминают птичьи — большие круглые карие глаза, маленький ротик и длинный тонкий нос. Однако в этом есть прелесть ее естества и необычности. Убранство героини богато на драпировки и многослойность. Рубенс прописал складки и ворсу перьев мастерски и скрупулезно, задавая ткани динамику движения на ветру. Художник писал с натуры, скорее всего, в закрытом помещении, судя по бликам и падению света. По этой причине небосвод кажется неудачным коллажом из разноцветных кусочков. Портрет Фурман считается свадебным подарком художника перед венчанием Сусанны. Обратите внимание, палец девушки обрамляет кольцо, и оно обручальное.