На переднем плане в своей картине «Деревенский иконописец» А. Е. Архипов изображает бедного деревенского художника. Он сидит перед окном и сосредоточенно рисует икону. Из малюсенького окошка в маленькую комнатку едва проникает солнечный свет. На широком подоконнике, больше похожим на лавочку из досок, мастер разложил свои инструменты.
Здесь находится сундук, в котором, благодаря открытой крышке просматриваются принадлежности для рисования. Рядом с сундуком располагаются разноцветные баночки с краской и несколько баночек с кистями разного размера. Недалеко стоит баночка с масляной жидкостью, применяемая как растворитель для красок. На краешке подоконника лежит, немного свисая, кисть.
Художник, немного сгорбившись, сидит на деревянном табурете. На нем надет яркий передник, чтоб не запачкать одежду красками. В одной руке иконописец держит палитру и кисти, а другой рисует на холсте. Сам художник уже не молод, о чем говорит густая борода на его лице. Сосредоточенный взгляд свидетельствует о кропотливой и длительной работе.
Левую ногу мастер поставил на перекладину самодельного мольберта. За спиной у художника, на противоположной стене висят написанные им иконы. Под ними внизу находится небольшая лавочка, на которой стоит достаточно массивная ваза. В углу, под самой большой картиной расположена тумба, где находятся книги.
Глядя на картину, кажется, будто попадаешь в интимный мир творческого человека. Ведь зрителю открывается прекрасная возможность понаблюдать за процессом создания шедевра.