Валентин Александрович Серов — мастер тонких настроений и едва заметных переживаний, которые способен воспринять и выразить только чуткий вдумчивый художник, и более того, гений искусства. Таким образом, в картине «Дети», созданной художником в 1899 году, Серов проявил себя как сильный, открытый и восприимчивый к разнообразным изменчивым эмоциональным состояниям психолог.
Полотно оказалось пронизано импрессионистическим ощущением мимолетности, сиюминутности. Картина передает нежную атмосферу чистого прозрачного дня с помощью пастельных приглушенных тонов и «размытости» штрихов наподобие акварельной технике. Для работы характерно много воздуха, он словно заполнил все пространство холста, насытив картину сиянием и неясным флером волшебной поры детства.
Картина охвачена этим ощущением мимолетности бытия, мимолетности детства. Подобранный художником колорит для данной работы служит отражением чего-то хрупкого, неуловимого, трогательно-прекрасного.
Валентин Александрович Серов создает необычный детский портрет, в нем есть многое от этюдных изображений или набросков, что только усиливает эффект фотокадра. Окружающая действительность передается на полотне через призму чувственного. Это самое настоящее реальное чувство, которое, если оно искреннее, затмевает и сводит на нет черствость и непроходящую холодность нашего разума.
«Дети» — это не столько живопись импрессионизма или какого бы то ни было нового реализма, это живопись сердца, скрытых, но очень важных душевных переживаний для человека. Полотно получилось правдивым, и ты веришь в ту жизнь, которая изображена на картине, оживляя ее в собственном сознании, додумывая, домысливая то, что пытался передать и сказать с помощью данной художественной работы ее автор.
Цветовое решение картины достаточно спокойное, без резких контрастных переходов или динамичной, подчас агрессивной композиции. Напротив, изображение напоминает легкую, быструю зарисовку или фотографический снимок, на котором запечатлена жизнь так, как она ощущается, переживается нами.
В этой жизни множество всего прекрасного: нежная гладь моря, легкий дружелюбный ветер, пронзительный взгляд детских голубых ясных глаз. И есть множество мгновений в жизни, которые придают ей цельности, гармонии, ощущение веры и любви, ощущение положительного, полного проживания жизни, а не просто существования вне всяких красок, красивой плавности форм, замкнутое бытие человека в футляре, человека глухого невосприимчивого к искусству и произведениям великих художников.