Мятежные «передвижники»», главным образом, бунтовали против ограничения сюжетной свободы — творцы сами хотели выбирать темы для своих полотен, «озвучивая» новые проблемы, предлагая новую эстетику. Одним из характерных сюжетных веяний того времени — изображения человека на краю смерти, его увядания, истощения жизненных сил.
Самое известное произведение Крамского на данную тему — «Девушка с распущенной косой». Крамской как никто другой импонировал данному сюжетному веянию. Только в период болезни, когда физические силы человека уже истощены, в нем просыпается та духовность, которую не видно за дневной суетой, только тогда возможно рассмотреть истинную сущность человека, его красоту — именно так считал Крамской. При этом живописец не ставит пред собой задач социальной направленности — его картины не обличают и не поднимают проблем. Скорее его работы дают возможность заглянуть глубоко в душу человеку в тот период, когда она раскрыта и обезоружена.
Картина очень гармонична и естественна. Диагональная композиция позволяет досконально рассмотреть лицо — печальное, отражающее глубокое внутреннее раздумье. Освещенный светом, который еще больше подчеркивает усталость, лик, тем не менее, демонстрирует непостижимую внутреннюю силу и стойкость характера девушки.
Художник очень любил эту свою работу, и до самой смерти не рискнул с ней расстаться, выставляя картину у себя в мастерской.