Получивший свое начало во Франции, импрессионизм не сразу был понят и признан в Европе, между тем наши, отечественные меценаты, порою, обладали пророческим взглядом, скупая картины, который уготовано великое будущее. Одно из таких полотен «Девушки в черном» кисти Ренуара, которая очутилась в замечательной коллекции известного московского купца и ценителя искусства Сергея Щукина.
Создание картины пришлось на непростой период жизни живописца — его стали посещать сомнения насчет художественной ценности техник импрессионизма, и Ренуар находился в поиске новых средств выразительности. В этой картине можно заметить, что мастер отказывается от коротких мазков в угоду локальным обобщенным цветовым спектрам. При этом краски наносились на холст широкими, спокойными и плавными мазками.
Можно только догадываться, что за героини изображены на полотне, и почему они одеты в черную одежду. Быть может, это гимназистки в униформе, или юные особы в трауре? Скорее всего, Ренуар хотел создать образ «классической» парижанки. Это молодая девушка, очаровательная, милая, мечтательная, романтичная, но скромная.
Две девушки изображены в разных ракурсах — одну мы видим остаточно подробно, ее взор смотрит прямо на зрителя, другая же героиня изображена в полуобороте и ее облик лишен индивидуально заостренных характеристик.
Ренуар передал нам свой взгляд на двух выхваченных из толпы обитательниц Монмартра, и можно только восхититься, каким красивым представлялся ему окружающий мир.
После того как коллекция Сергея Щукина была национализирована, картина очутилась в Музее новой Западной живописи, там же и оставалась до его перевоплощения в Государственный музей. Сейчас романтичные прелестницы, девушки в черном одеянии, находятся в Пушкинском музее.