Картина крупнейшего советского художника Б. В. Иогансона «Допрос коммунистов» переносит нас в штаб белых. Идет допрос. Перед озверевшими от ненависти белогвардейскими офицерами стоят молодые мужчина и женщина. Позади стража. За окном равнодушная синева ночи. Кажется, выхода нет. И вместе с тем мы видим торжество победы этих людей, борющихся за освобождение и счастье своего народа. Они стоят спокойно, даже величественно перед лицом врага. Молодость, уверенность, сила правоты делают их победителями, несмотря на то, что ждет их смерть.
В лице мужчины — возможно, он комиссар отряда моряков — легкая презрительная усмешка. Женщина, так напоминающая нам Анку-пулеметчицу из книги Фурманова «Чапаев», не дрогнув, внимательно смотрит на белогвардейцев. Может быть, только сомкнутые кисти рук говорят о сильном душевном напряжении. Внешнему спокойствию и большому внутреннему достоинству молодых коммунистов противостоит смятенность лагеря врагов. Их позы нервны, беспокойны, угловаты. И в нашей душе поднимается волна удовлетворения — мы вместе с художником ощущаем близкий конец, обреченность белогвардейской ставки. Те, кто сейчас приговорены к смерти, оказываются сильнее тех, кто выносит им приговор.
Художник показал в картине момент остро драматический, когда столкновение представителей двух разных социальных систем привело к выявлению сущности человека -звериной жестокости с одной стороны и героизма с другой. Это момент высшего испытания человеческой личности. И нет большего подвига, нежели подвиг людей, жертвующих своей жизнью во имя правды и справедливости на земле.
Напряженности происходящего соответствует и колорит картины.
Красный ковер, устилающий пол, словно отсвет пожарища, охватившего страну. Красное пятнышко на груди женщины — то ли шарф, то ли майка, — видимое из-под полушубка, загорается как кусочек алого знамени, которому верны коммунисты. Красноватые тона контрастируют с синевой ночи за окном. Голубовато-зеленоватый мундир на одном из белогвардейцев вырывается ярким пятном, как и позолота кресла. Смелое созвучие красок, контрасты освещения — от ослепительного до провалов черного, — темпераментная, свободная, сочная живопись соответствуют напряженности чувств героев, нарастающей кульминации действия.
Сам художник говорил об идее своего полотна «Допрос коммунистов»: «Красные наступают и должны раздавить белых».