Жанровая картина изображает участников дуэли после свершившегося события. Художник очень выразительно написал лица участников, особенно лицо раненого, который протягивает руку с просьбой о прощении и примирении.
Выразительна и фигура второго участника дуэли, изображенного на переднем плане справа. Снимая перчатки, он повернулся спиной к раненому, давая понять, что дуэль окончена и победитель — он. Нежеланием примирения и гордыней полна его поза. Тогда как в позе умирающего — беспомощность и надежда.
Репин вдохновился толстовской идеей всепрощения и хотел выразить ее важность для общества. Л. Толстой резко отрицал практику дуэлей и настаивал на человеческом гуманизме. В основу темы и сюжета картины был положен действительный факт, который рассказал художнику один военный судебный деятель о деле, разбиравшемся в суде г. Тулы. Смертельная обида встала стеной между 2 мужчинами, и нанесший ее был ранен на дуэли, умирая, осознал все и просил прощения.
Особое значение в картине имеет пейзаж. Кроме яркой зелени травы и точной передачи лесной поляны, в нем раскрылась типично репинская черта. Стволы деревьев на заднем плане озарены лучом солнца. Это было сделано мастерски и вызвало большое восхищение в Италии на Всемирной выставке.
Появился устойчивый термин «свет Репина». В результате в тот момент картина осталась в Италии, в частном собрании.