В скульптурных изображениях императрицы Екатерины II варьируется персонифицированный аллегорический образ идеальной государственной власти, который создавало общественное сознание и, в значительной степени, формировала сама императрица. В эволюции этого образа, наряду с другими явлениями, нашло отражение возникновение и развитие классицизма в изобразительном искусстве России последней трети XVIII века.
В целом, статуарную пластику 1770-790-х годов отличал широкий диапазон аллегорических сопоставлений. Непревзойденной вершиной, как в портретном, так и в идейно-смысловом отношении явилось монументальное произведение Ф. И. Шубина «Екатерина II — законодательница», где в полной мере выразились возвышенные идеалы русского Просвещения.
Императрица изображена в образе Минервы, в дальнейшем появляется богиня Кибела, мать богов и владычица всего земного, покровительница городов и государств. М. И. Козловский в мраморной статуе, законченной в год смерти Екатерины представил ее с аллегорическими атрибутами Фемиды — богини Правосудия