Братья Гонкур писали о творчестве Антуана Ватто: «Ватто обновил природу очарования. Грация, которую мы встречаем в его произведениях, не есть продолжение античной грации — определенной и осязаемой красоты мраморно-совершенной Галатеи. Это исключительно пластическое волшебство и материальный блеск Венеры. Это некий неопределенный аромат, намек, который придают женщинам их обаяние, кокетство и обольстительность, и который гораздо больше, нежели красота исключительно телесная.
Сущность этого различия в улыбке контура, душе формы, одухотворенности лица». При всей «нестрогости» этого определения, в нем уловлено именно то, что составляет сердцевину дарования мастера, — отказ от «законченного совершенства» в пользу минутного, зыбкого очарования.
Это очарование тем более манит, тем более влечет поддаться себе, чем яснее видятся в нем его «несовершенство» и «небесконечностъ». Оно не дает утешения, не обещает спокойствия, ни даже надежды. Оно — не воздух, не хлеб и не ключевая вода, но чем-то оно необходимо.