Фламандские пословицы — Питер Брейгель

Фламандские пословицы   Питер Брейгель

Картина «Фламандские пословицы» или «Нидерландские пословицы». Некоторые приемы босховской живописи — большой размер холста и мелкий — фигур, бесчисленное количество сюжетов характерны для ранних картин Брейгеля, представляющих собою картины-притчи на темы фламандского фольклора. Картина с изображением нидерландских пословиц — «энциклопедия всей человеческой мудрости, собранной под шутовским колпаком», — включает более 100 сцен-метафор, посредством которых народное остроумие высмеяло тщеславие и глупость многих человеческих начинаний.

Великий интеллектуал Северного Возрождения Эразм Роттердамский в 1500 году опубликовал пословицы, а также афоризмы из античных философов в своей первой книге, именно с таким названием — «Пословицы» . В 1564 году Рабле в «Гаргантюа и Пантагрюэле» изобразил Остров пословиц. А меж этими датами, в 1559 году, нечто вроде Деревни пословиц создает нидерландский живописец Питер Брейгель Старший — Брейгель Мужицкий.

Эта картина так и называется — «Нидерландские пословицы» . Само полотно небольшое, 117 на 164 см. И в таком малом пространстве художник сумел разместить более сотни сюжетов-миниатюр! Попробуем на небольшой репродукции рассмотреть хотя бы некоторые сюжеты. Вверху слева — видите, по черепице круглые лепешки: крыша крыта пирогами — «рай дураков»! Ниже по скату — лучник «пускает вторую стрелу, чтоб найти первую» . Часть крыши лишена черепицы — «у крыши есть обрешетка» .

Внизу слева мужчина в голубой рубахе — «кусающий колонны» . Рядом дама расправляется с рогатым субтильным джентльменом: «она может даже дьявола привязать к подушке» . Над этой сценой — женщина, в одной руке несущая ведро, в другой — дымящуюся головню: «у нее в одной руке огонь, в другой — вода» . Внизу справа — человек пытается ложкой собрать что-то выливающееся из котла: «тот, кто разлил кашу, уже не соберет всю обратно» .

центре композиции исповедующийся под сенью: «он исповедуется дьяволу» . В той же исповедальне мужчина в красном колпаке «держит свечку для дьявола» . Тоже в центре, еще ближе к зрителю — женщина в красном платье набрасывает на плечи мужчине голубой плащ — «она обманывает его» . Слева от этой яркой пары — две прядильщицы: «одна прядет пряжу, другая сучит» . Человек в белой рубахе орудует лопатой : «он зарывает колодец после того, как теленок уже утонул» .

Справа от этой миниатюры — мужчина в окружении свиней. Занимается таким привычным делом — нарушает евангельское предостережение «не бросайте жемчуга перед свиньями» . Вверху, на башне — мужчина «бросает перья по ветру» . Его приятель тут же «держит плащ по ветру» . В окошке башни женщина — она «глазеет на аиста» . Лодка в верхнем правом углу — для того, чтоб напомнить о пословице «легко плыть по ветру» . А лодка с гребцом несколько ниже — напоминает о пословице «тяжело плыть против течения» .

Персонажи миниатюр, составляющих картину, висят между небом и землей; бросают деньги в воду ; бьются головой об стену; кусают железо ; загораживают сами себе свет; садятся меж двух стульев или на горячие уголья; водят друг друга за нос… Щеголь в розовом плаще вращает на пальце земной шар — «мир вращается на его большом пальце» ! А у его ног — оборванец на четвереньках пытается влезть в подобный же шар — «приходится кланяться, чтобы преуспеть» . Обратите внимание — у левого края картины мы снова видим этот самый шар, только перевернутый: «мир вверх ногами» . А над этим символом земного шара нависает задница персонажа в красной рубашке: «он справляет нужду на мир» … Вот так, кстати, выстраивается композиция всей картины: отдельные миниатюры соединены не чисто механически, а один сюжет оказывается по смыслу продолжен и развит другим.

Рассматривая персонажей, разгадывая шифр, вдруг понимаешь смысл этой сложной картины. Оказывается, Брейгель в «Нидерландских пословицах» — вовсе не банальный коллекционер пословиц. И работа его — не развлечение для скучающего бездельника. А назидание. Нетрудно заметить, что большинство пословиц, даже из тех, что попали в мой обзор, тенденциозны, они осуждают глупое, безнравственное поведение. Вот тут и становится понятен смысл парности в картине изображения глобуса — в нормальном и перевернутом виде. Мир картины — это перевернутый мир, в котором страшной реальностью стало то, что реальностью быть не должно.