Произведение появилось в 1962 году на выставке, посвященной 30-летию МОСХ. Экспозицию посетил Н. С. Хрущев и подверг критике целый ряд работ молодых авторов, что вызвало их широкое обсуждение в печати. Картина П. Ф. Никонова «Геологи» оказалась в центре дискуссий. Она не выставлялась до 1982 года.
Отход от натурной достоверности, отсутствие повествовательности и плакатной прямолинейности в трактовке изображаемого события, поиски эмоциональной выразительности формы — все это казалось провокационным экспериментом на фоне официальной советской живописи. В искусстве 1930-1950-х годов тема труда воплощала оптимистическую веру в строительство нового общества.
Картина П. Ф. Никонова наводила на спорные размышления. Ее герои кажутся одинокими, затерянными среди бесконечных песков пустыни, что создает тревожно-драматическую тональность эмоционального строя произведения.
Плоскостное решение пространственной композиции, силуэтная трактовка фигур, монолитность цвета придают картине характер фрески. Ее символический смысл выходит за рамки изображенного сюжета. Произведение оказалось одной из вершин в истории «сурового стиля».