Гнездо сов — Иероним Босх

Гнездо сов — Иероним Босх

Гнездо сов   Иероним Босх

Разглядывая картины Иеронима Босха, на глаза мне то тут, то там, много раз попадались совы. На прошлой неделе я послушала лекцию, посвященную его творчеству, на которой всплыла тема символизма, и захотелось рассмотреть сов Босха поближе.

Для босховских современников его картины имели гораздо больший смысл, чем для нас с вами. Творчество Босха изобилует разными символами, которые несли для средневекового человека вполне определенную информацию. Значение многих из них уже давно утеряно, и даже те символы, которые нам очевидны, могут трактоваться по-разному: с религиозной или мистической точки зрения. Несмотря на своеобразное мышление Босха, Церковь признавала его работы и не считала их еретическими. Ну, не буду растекаться мыслию по древу, все это вы и так можете прочитать в Википедии или на сайте, посвященном Босху.

Что касается живых существ — в основном, на картинах Босха присутствует библейский бестиарий «нечистых» животных: жаба, свинья, заяц, змея. Ну и, конечно, сова, которую Босх изображал сову на многих своих картинах. Иногда он вносил ее в контекст к персонажам, которые вели себя коварно, либо предавались смертному греху. Поэтому принято считать, что сова, как ночная птица, служит злу и символизирует безжалостность и духовную слепоту всего земного.