Горы в Провансе — Поль Сезанн

Горы в Провансе — Поль Сезанн

Горы в Провансе   Поль Сезанн

Пейзаж «Горы в Провансе» представляет собой замечательный образец красивой природы севера Франции. Горы в Провансе — это не отвесные, крутые горные массивы, а горы простых покатых форм и очертаний. В основе полотна гармония колористического решения и контрастного рисунка картины. Построение образов напоминает акварельную живопись. Вместе с тем есть что-то от восточной живописи этих легких, плавных затеках краски. Дата создания данной работы относится к периоду между 1886 и 1890 годом. Пейзаж в настоящее время принадлежит коллекционному собранию постимпрессионистической живописи Галереи Тейт в Лондоне.

Горы в Провансе выступают центральным образом в пейзаже, заполняя первый план холста. Несколько поодаль виднеются холмистые пространства Прованса и небольшие, сбитые в группки дома. Общий колорит полотна преимущественно охристо-зеленоватый в соединении с черной контурной обводкой.

Для создания рисунка гор использовались оттенки серого, выбеленной охры, насыщенные терракотовые оттенки. Все вылепливает и поддерживает образ не только на уровне форм, но и на уровне единого, не выбивающегося из общего строя, цветоощущения.

Изображение гор в большинстве своем затемнено. Тени точно въедаются в горные прожилки и углубления. Черная краска затекает в щели горной породы, вгрызается в небольшие каменные капилляры или разрастается и нависает словно предгрозовая мертвенно-черная тень. Кое-где сильная тень вступает в противоречие с ярко освещенной поверхностью, при этом создается резко очерченная свето-теневая граница.

Кроме того, интенсивное освещение в сочетании с особенностью нанесения красочного штриха создает эффект сильно растушеванного пастельного изображения, нанесенного на бумагу со специальным фактурным рисунком. Постимпрессионистическое изображение и отличается подобной сложной техникой восприятия картин, когда одна изобразительная техника подменяется другой или сильно видоизменяется, и при этом трансформируются или появляются новые художественно-изобразительные средства. Усложняется не только сама структура и композиция полотна, усложняется понимание изображаемого.

Работы постимпрессионистической направленности, как правило, абстрактны, вплоть до полного разрушения и фрагментации действительности. Во многом уже и пейзаж «Горы в Провансе» достаточно отвлечен и условен. Точно линии тепла или сильного движения воздуха и переливы масляной краски образуют характер струистых отсветов. Изобразительный ряд картины наполнен разнообразными образами, загружен точно белый лист, исписанный убористым почерком. Обилие образов, форм и сложных очертаний делает пейзажное изображение нескучным, ярким, активным. Небольшая полоса белого неба разбавляет чрезмерно насыщенный изобразительный ряд, добавляя ощущение открытого неограниченного пространства, мирного, безмятежного неба, противоположного отчасти перегруженному образами французскому прованскому пейзажу. Не устаешь рассматривать детали пейзажной работы, погружаясь в структуру полотна, пытаясь понять каждую изобразительную деталь.