Жизнь Бориса Кустодиева сложилась непросто: тяжелая болезнь и последующая операция на спинном мозге приковали его к инвалидному креслу. Около пятнадцати лет художник провел в коляске, мучаясь постоянными болями. Возможно поэтому его картины проникнуты самыми светлыми и радостными эмоциями.
Произведение «Гроза» не стала исключением из этого правила. На картине изображен небольшой провинциальный населенный пункт. Виднеются золотые купола церквушки, изображена обыденная жизнь городка — люди занимаются своими делами.
Тщательно прописанные мелочи на картине добавляют ей большую степень реалистичности. Внимательно, с любовью написаны разнообразные, обыденные персонажи — пожилая женщина у забора, стирающая белье девушка, перебегающая через мост женщина с корзиной в руках, и другие, не менее яркие фигуры. Множество запряженных телегами лошадей и прилавки говорят о том, что недавно в этом месте проходила ярмарка и сейчас она собирается в путь.
В спокойное, размеренное настроение картины врывается молния, бьющая в золотой купол церкви. Скоро начнется гроза, но люди, кажется этого не замечают, они уверены, что успеют укрыться до начала непогоды, и занимаются своими делами.
Полотно «Гроза» написано в традиционной манере Кустодиева. Пастель использовалась для приглушения цвета земли и фигур людей, небо же написано маслом. «Гроза» — прекрасный образец удачного совмещения русского традиционализма с новыми в то время течениями — импрессионизмом и модерном.