Изенгеймский алтарь скульптурная композиция — Маттиас Грюневальд

Изенгеймский алтарь скульптурная композиция — Маттиас Грюневальд

Изенгеймский алтарь скульптурная композиция   Маттиас Грюневальд

Алтарь был заказан Грюневальду орденом антонитов для своего монастыря в Изенгейме. Эта некогда процветающая обитель была основана в конце 13-го столетия монахами ордена Св. Антония. Святой Антоний считался целителем эпидемических заболеваний: холеры, сибирской язвы и одной из тяжелейших форм гангрены, которую по сей день называют «антонов огонь».

Первая и Вторая развертка Изенгеймского алтаря выполнена Маттиасом Грюневальдом. Третья разветка сделана искуссным эльзасским мастером резчиком по дереву Николасом из Хагенау в 1505 году. Однако мы ее тоже рассмотрим, чтобы иметь полное представление об этом уникальном произведении искусства позднего средневековья.

Когда-то Изенгеймский алтарь находился в монастыре антонитов в Изенгейме и раскрывался на третьей развертке только 17 января в день Святого Антония. Во время торжественных собраний монастырской братии раскрывались вторые створки алтаря и в его недрах появлялись деревянные раскрашенные фигуры Св. Антония на троне, слева Св. Августина и справа Св. Иеронима.

Фигура Святого Антония выполнена в человеческий рост, он восседает на троне с атрибутами и знаками достоинства. Над ним простирается навес из тонкого золоченого резного кружева с символами четырех евангелистов. Слева изображен св. Августин в епископском облачении, справа — в кардинальских одеждах св. Иероним.

С двух сторон статуи обрамляли композиции Маттиаса Грюневальда, написанные на внутренней стороне вторых створок: «Посещение Антонием Павла Пустынника» и «Искушение Св. Антония».

Картина «Посещение Антонием Павла Пустынника» полна благостного покоя. Два святых старца ведут неторопливую беседу на фоне мирного первозданного ландшафта. В картине много прелестных деталей: ручная лань, примостившаяся у ног отшельника Павла, ворон, который несет в клюве пищу хозяину и гостю, экзотическая пальма среди мшистых германских утесов, лекарственные травы, которые художник изобразил с точностью ученого-ботаника.

Картина «Искушение Св. Антония» резко контрастирует с предыдущей: старца одолевают демоны один отвратительнее другого. Терзают, щиплют, таскают за волосы. Каждый из них олицетворяет какой-либо из человеческих пороков, но всего страшнее те, чьи тела обезображены болезнями — гангреной, чумой, эпилептическими конвульсиями. Это намек на известные искушения, сопровождавшие святого в жизни.

Антоний Великий — святой отшельник IV века. Сюжет искушения Св. Антония строится вокруг борьбы святого с соблазнами, которые он называл «демонами». Демоны в средневековой живописи часто изображались в облике диких зверей и монстров, терзающих его плоть, они одолевают святого в его келье, поднимают ввысь, но исчезают, как только Бог является ему в ярком свете. Антоний прогоняет их крестным знамением или молитвой.