Иногда, стремясь к достижению художественной гармонии, Каналетто творил странное пространство, имеющее мало общего с реальностью. Впрочем, делал это он достаточно тонко, чтобы не превращать свои работы в фантастику. В одних случаях художник лишь слегка переставлял акценты в хорошо известной зрителю сцене, в других — действовал более радикально.
Каналетто относился к родной Венеции не как к застывшей навеки данности, но как к художественному полуфабрикату, допускающему увлекательные превращения и творческие интерпретации. «Каприччо» было его любимым жанром. Известный коллекционер XVIII века Альгаротти определяет этот жанр как «сцену, составленную из элементов, которые собраны из разных мест». Если говорить о подобных работах Каналетто, то они представляют собой поэтические пейзажи, в произвольном порядке собирающие архитектурные памятники Рима, Падуи, Венеции и Англии.
Одной из самых известных картин Каналетто, исполненных в жанре «каприччо», считается «Каприччо с классическими руинами». Здесь художник композиционно объединил в ограниченном пространстве руины античных построек, которые он зарисовывал во время своего недолгого пребывания в Риме в 1719 году.