Катание на коньках за городскими стенами — Хендрик Аверкамп

Катание на коньках за городскими стенами — Хендрик Аверкамп

Катание на коньках за городскими стенами   Хендрик Аверкамп

Хендрик Аверкамп — один из крупнейших голландских живописцев раннего барокко, он был первым, кто начал работать в стиле реалистичной пейзажной живописи. Аверкамп, бывший глухонемым от рождения, в раннем своем творчестве изображал практически исключительно зимние пейзажи. Невозможность ощущать этот мир с помощью слуха необыкновенно обострило его чувство цвета, способность замечать мельчайшие элементы в многофигурных композициях.

В передаче неуловимо меняющегося освещения ему не было равных. Городские зимние пейзажи сделали художника широко известным во всей Голландии, поэтому его творчество было необычайно востребовано при жизни. На картинах Аверкампа природа впервые начала изображаться такой, какой была на самом деле. Именно в этом проявилось новое художественное направление в голландской живописи, поскольку доминирующей до этого времени фламандской школе живописи реализм был совершенно несвойственен.

«Катание на коньках за городскими стенами» — одно из наиболее характерных произведений голландца, написанное в серебристой гамме, краски подобраны необыкновенно тщательно. Небольшие фигурки конькобежцев вписаны в объемное пространство полотна с декоративной точностью. Одним из типичных композиционных решений художника является очень реалистичное изображение холодного прозрачного зимнего неба, наполняющее всю картину ощущением бодрости и свежести северной зимы. Педантичность Аверкампа в отношении мелких деталей проявилась и в этой работе. Так, тщательно выделенный красный пояс на даме в левом нижнем углу полотна привносит оживление, передавая веселый азарт отдыхающих горожан, пришедших покататься на замерзшее озеро.

Сама обстановка в стране, сложившаяся к середине XVII в. а именно протестантская реформа, значительно ослабившая влияние церкви на жизнь страны, формирование в обществе мощного среднего класса, привела к переориентировке стиля и направленности в творчестве живописцев, в т. ч. и Аверкампа. Небольшой формат его полотен, выполненных станковым способом, был обусловлен тем, что отныне живопись предназначалась не для избранных представителей из высшей касты, а для широкого зрителя.

В конце своего творческого пути Аверкамп значительно расширил границы своих работ. Теперь у него в создании художественных сюжетов «участвовало» большее количество персонажей.

Признанный мастер реалистичного городского пейзажа, Аверкамп пользовался заслуженным авторитетом как в художественной среде, так и среди простых голландцев, оставаясь одним из самых ярких представителей нидерландской живописи.