С первого взгляда даже трудно понять, что происходит на этой картине. Стен в очередной раз явил здесь умение перевернуть все вверх дном. На переднем плане мы видим развеселую пару — изрядно подвыпившего мужчину и даму, чье поведение вряд ли можно назвать добродетельным.
Мужчина, по всей видимости, — хозяин дома. Но кто такая эта особа, сидящая рядом с ним? Супруга? Вряд ли. На роль супруги больше подходит впавшая в пьяную дремоту женщина, сидящая чуть поодаль. Любовница? Возможно. Хотя столь близкое ее соседство с «законной» хозяйкой дома вызывает удивление. Не менее вероятно и такое предположение: эта дама — вовсе не «дама», а некая аллегория беспутной, роскошной не по средствам жизни. Если внимательно вглядеться в эту картину, станет ясно, что Стен показывает в «Кавардаке» не только настоящее беспутного семейства, но и его весьма недалекое будущее. Из корзины, висящей на стене, «выглядывают» костыль и погремушка — атрибуты уличного попрошайки. Не трудно заметить также и розги — «инструмент», которым наказывали бродяг в Голландии XVII столетия.
Современные зрители чаще всего склонны видеть в «Кавардаке» просто «веселую картину веселого художника». Может быть, кто-то даже вообразит себе, что мастер воплотил в ней свои собственные мечты о разгульной жизни. Но Стен писал «Кавардак», не для нас, людей XXI столетия, «глухих» на символы и аллегории, а для своих современников, способных видеть мораль, утаенную за намеками. Работая над этим полотном, художник стремился как можно правдоподобнее изобразить каждую деталь, чтобы пробудить в зрителе отвращение к бездельной, расточительной жизни. Всякий предмет выписан с невероятной тщательностью.
Мы почти осязаем гладкие бока керамического кувшина, стоящего на подоконнике, чувствуем, как хрустят под ногами крошки румяных крендельков, чувствуем запах лимонной корки. Особенно «любовно» мастер выписывает плетеную корзину, висящую под потолком. В ней лежат предметы, которые могут пригодиться хозяевам дома в самом недалеком будущем, если они не одумаются и будут продолжать жить так же беспутно.
Свет, падающий из окна, освещает корзину так, что нам виден каждый ее прут. Корзина нависает над пирующими подобно ножу гильотины. Вот-вот она упадет на их головы, и тогда бездельники отрезвятся — но будет уже поздно.