Эта работа Петрова-Водкина в советское время была сверхпопулярна и знакома каждому, несмотря на засилье соцреализма. Полотно поражает красочностью, яркостью, масштабом. Колорит картины построен на контрасте синего и красного цветов, видно сильное влияние символизма — простота форм, однотонные плоскости.
Одним из символом России всегда был конь. Часто его образ используется и в живописи, и в литературе. На картине Петрова-Водкина образ красного коня используется в том же контексте. Но его цвет ни в коем случае не относится к большевикам, пришедшим к власти в 1917 году. Красный, почти багровый цвет здесь используется в качестве символа агрессии и силы. Кроме того, у слова «красный» в русском языке есть еще одно значение — «красивый». Как и Казимир Малевич, Петров-Водкин часто использовал приемы и технику традиционной русской иконописи.
Красный конь, без сомнений, является центром картины. Он колоссален, просто не помещается на полотне. Его цвет и масштабы делают картину нереальной, создается впечатление, что он сознательно позволяет его наезднику управлять им.
Его наездник — голый мальчик — подчеркивает мощь коня и играет вторую роль, даже его лицо изображено схематично. Кроме них, на картине изображены еще две лошади с наездниками — белая и оранжевая, но прорисованы они не так детально и четко как главный персонаж картины — конь красного цвета.
Окружающее пространство добавляет ирреальности в происходящее — береговая линия в виде ровной дуги, цвета окружающей растительности.