Валентин Александрович Серов, выдающийся портретист и прекрасный живописец, создает в 1895 году светлое лирическое полотно «Летом». Работа получилась легкой, воздушной. В ней все словно пронизано светом и теплом. Об этом свидетельствует и колорит картины. Все оттенки, используемые в создании центрального образа, словно смешаны с самим летним солнцем, настолько они излучают счастье и беззаботность детства.
Картина написана масляными красками, однако изображение получилось очень мягким и пастельным, напоминая набросок или скорый этюд.
Полотно отражает сиюминутное течение жизни, ее красоту, открытость и неуловимость. Все это роднит жизнь с прозрачным, едва ощутимым теплым воздухом или легким дыханием ребенка.
Яркое утреннее солнце освещает играющих неподалеку детей, наполняя пространство окружающее золотым светом. Оттенки золота пронизывают полотно. Лето живет в каждом штрихе картины, насыщая собой воздух. Картина призвана передать яркое знойное настроение лета, осветить мир вокруг положительными, по-настоящему летними переживаниями и эмоциями.
Портрет девочки — главный образ в картине. Он такой же солнечный, как и сама живописная работа. Образ, переданный художником, получился прозрачным и хрупким, точно просвечивающим. Тонкие черты лица, яркое теплое свечение, которое исходит от платья, принуждает видеть в этой картине образ, лишенный угрюмости и печали, а, напротив, образ полный радости и тихих, но пылких по своей сути надежд.
Картина скорее напоминает фотографию по тому композиционному построению, который выбрал автор полотна. Создается впечатление, что еще чуть-чуть и этот образ растает, исчезнет, точно его и не существовало, растворится в нашей памяти, оставшись прозрачным, но приятным воспоминанием о лете, о чем-то действительно самом искреннем и мимолетном. Художник смог уловить и воплотить этот редкий миг бытия, похожие картины есть в сознании и жизни каждого из нас.
Они столь же ярки, чисты и дороги нашему сердцу, хоть уже более несбыточны и невозвратны. Но все же эти образы живут с нами, проявляясь временами в нашей столь разрозненной и раздробленной подчас памяти. И все-таки эти милые образы есть, они существуют. Пусть только и в нашей памяти, или в виде гениального портрета. Но, тем не менее, это наши образы, образы нашей жизни, какими бы далекими и недоступными они не казались, они столь же светлы и близки нам, как и прежде.