Мадонна — Эдвард Мунк

Мадонна   Эдвард Мунк

Обнаженная молодая женщина с распущенными черными волосами, полуприкрытые в экстазе глаза. Такой увидел Мадонну норвежский живописец Эдвард Мунк. С каноническим изображением ее роднит лишь одна деталь — нимб непривычного ярко-красного цвета, сияющий над головой прекрасной женщины. В свое время эта работа была признана скандальной и произвела на критиков и публику неоднозначное впечатление.

Цель, которую ставил перед собой художник, приступая к работе над полотном — показать человеческое начало и земное величие Девы Марии, попытавшись максимально приблизить ее образ к образу простой смертной женщины.

Добиваясь этого, Мунк написал пять версий картины и литографию с одноименным названием. Каждый из них, согласно замыслу художника, должен был показать основные этапы жизненного цикла женщины: зачатие ребенка, рождение потомства и смерть.

Представленное полотно — первый вариант «Мадонны», известный также под названиями «Зачатие» и «Любящая женщина». Зачатие, как первую стадию, в картине олицетворяет поза женщины, плавный изгиб ее тела, подчеркнутый округлый живот. Темная палитра красок, убежденность художника в неразрывной связи любви со смертью и вера в то, что после рождения ребенка функция женщины считается выполненной, раскрывают последнюю, третью стадию женского жизненного цикла — смерть. Вторую — рождение потомства — Мунк отразил в литографии 1895 года, где помимо женского силуэта была изображена маленькая фигурка человечка в позе эмбриона. По убеждениям критиков, истинной глубиной и мастерством поражает именно первая версия полотна, не отягощенная деталями.

Фигура Мадонны окружена светом и полна магического внутреннего сияния. Как и в других произведениях Мунка, здесь нет прямых линий — только мягкие волнистые лучи. Скромный набор оттенков — желтого, фиолетового, белого и красного — отвечает интимной атмосфере картины.

«Мадонну» Мунк писал с Дагни Юль — жены писателя С. Пшибышевского и своего друга, она же была музой и многих других художников-современников норвежского экспрессиониста.

Версии скандальной «Мадонны» сегодня хранятся в музее Мунка, в Кунстхалле в Гамбурге и Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна.

В 2004 году, вместе со знаменитой картиной «Крик», «Мадонна» была похищена из музея Мунка в Осло. Спустя два года картины были возвращены, но из-за повреждений не демонстрировались в течение следующих двух лет, пока велись реставрационные работы.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)