Период активного творчества Якопо Понтормо пришелся на время кризиса флорентийско-римского Высокого Возрождения. Художник стал одним из создателей стиля раннего маньеризма, складывавшегося в искусстве Италии на рубеже 1510- 1520-х.
В своем раннем творчестве Понтормо еще сохранял связь с художественными принципами Высокого Возрождения, но на рубеже 1520-х начал вырабатывать новый стиль — более холодный и утонченный, с ясным рисунком и прозрачными тенями, с применением цветовых контрастов и волнообразной ритмики.
К работам этого направления относится «Мадонна с Младенцем, св. Иосифом и Иоанном Крестителем», стилистически близкая даже более поздним произведениям. Разрыв с традициями Высокого Возрождения происходит в творчестве художника в середине 1520-х, после создания им фрескового цикла «Страсти Христа» , исполненного под влиянием гравюр А. Дюрера. Последние десятилетия жизни Понтормо были, по свидетельству Вазари, омрачены душевным кризисом и болезненной тягой к одиночеству.
Художник жил в одной комнате собственного дома, в которую попадал через окно по лестнице, поднимая ее вслед за собой. Другие известные произведения: «Женский портрет». 1530-е. Штеделевский художественный институт, Франкфурт; «Алессандро Медичи». Ок. 1534-1535. Музей искусств, Филадельфия.