Свое название картина получила не только из-за сравнительно небольшого размера — были Мадонны у Рафаэля и поменьше, а из-за английского коллекционера Лорда Каупера. В его замечательной коллекции было две Мадонны кисти великого живописца эпохи Ренессанса, и представленная работа была меньшей по размеру. Так картина «Мадонна с младенцем» для всего искусствоведческого мира превратилась в «Малую Мадонну Каупера».
Картина была написана в 1505 г. 22-летним Рафаэлем, и в ней ясно прослеживается влияние другого гения Возрождения — Леонардо да Винчи. Хотя многие скрупулезные исследователи творчества Санти находят в этой работе отсылки и к другим живописцам: широкий пейзаж с мягким ландшафтом — это уже упоминаемый Леонардо; особенности иконографической программы — это Перуджино, цветовое решение пейзажа — отголоски экспериментов Лука Делла Роббио; и наконец, небольшая церковь со знакомым каждому итальянцу куполом цилиндрической формы заставляет нас вспомнить великого мастера архитектуры Браманте.
Обе фигуры на картине объединены не только взглядами, которые они устремили в одну и ту же точку, но и явным внешним сходством. Святые герои лишены статичности и скованности, присущие религиозным сюжетам, наоборот, в лице Мадонны читается материнская прелесть, такая человечная и земная. Младенец также выписан художником очень реалистично, и лишь чуть заметные нимбы над головами героев и «говорящий» пейзаж напоминают зрителю, что перед нами святое семейство.