«Розовый период» занимает не столь большое время в творчестве Пикассо — всего два года, но за столь короткий срок живописец успел создать ряд полотен, отличавшихся собственным стилем и положивших начало его славе. Одна из таких знаковых работ — «Мальчик, ведущий лошадь».
Изящество, тонкость, жизнерадостность в купе со светлыми тонами розового, бежевого, серого и упругой плавной линией отличает как розовый период Пикассо в целом, так и данную картину в частности. Пикассо много работал в то время в жанре портрета, многократно воспроизводя свою первую возлюбленную, Фернанду.
Второй же страстью стали жанровые сцены, где главными героями выступали циркачи, комедианты, странники и т. д. На картине мы видим обнаженного юношу, который ведет за собой грациозную лошадь — фигуры человека и животного выписаны с особой тщательностью и правдивостью, а также нарочно подчеркнуты четкой, почти непрерывной, линией. Все в этой работе дышит свободой и безграничным пространством — и голый мальчик, свободный от одежд, как от условностей, и грациозная лошадь, без привычной сбруи, и земля без какого бы то ни было зеленого покрывала, кустов и деревьев.
Свободный человек со свободным животным шагает по свободной земле. Пикассо и сам жаждал этой свободы, стремясь отгородиться от тесных оков академического искусства.
Семь лет назад с этой картиной был связан примечательный скандал — потомок бывшего владельца, Юлиус Шепс, захотел вернуть себе «Мальчика с лошадью», забрав его из Музея Современного искусства в Нью-Йорке. Внучатый племянник уже усопшего банкира утверждал, что картина была передана музею незаконно. Банкир захотел продать картину, якобы уже не являясь ее владельцем, так как забыл, что уже подарил полотно своей второй жене Эльзе. Тем не менее, путем разбирательств в старом семейном деле, музей отстоял замечательную картину Пикассо, оставив ее на прежнем месте в своем прекрасном собрании.