Марс и Венера, или Парнас — Андреа Мантенья

Марс и Венера, или Парнас — Андреа Мантенья

Марс и Венера, или Парнас   Андреа Мантенья

Влюбленность Андреа Мантеньи в искусство античности идеально подходила для вкусов и учености Изабеллы д»Эсте. Когда она выходила замуж, дед ее жениха — Лодовико Гонзага, при дворе которого работал в то время художник, сделал заказ на оформление одной из комнат мантуанского дворца, служившей местом хранения сокровищ. Теперь эта комната предназначалась для кабинета Изабеллы. Единственным ее пожеланием был выбор античного сюжета с символическим значением.

Живопись на мифологические сюжеты в ту пору очень редко становилась предметом картинного воплощения. Тем интереснее для художника был этот заказ, позволивший ему обратиться к столь любимым античным персонажам. Тема Марса и Венеры, выбранная художником, очень понравилась Изабелле.

Встреча героев происходит возле поднятого на каменный пьедестал ложа на фоне открытого пейзажа; изображения Меркурия и Пегаса намекают на день свадьбы Изабеллы в феврале 1490 года, когда одноименные небесные светила, Марс и Венера, скорее всего, должны были символизировать жениха и невесту. Марс, как известно, — бог войны римского пантеона, а жених был воином. Ну, а невеста, конечно, должна была воплощать любовь и красоту, чьей богиней являлась Венера. К этому можно добавить, что Изабелла была признанной красавицей своего времени, ее портреты писали многие художники.

В число участников действия входят также Аполлон, играющий на лире, весело танцующий под его музыку хоровод муз, Амур и отвергнутый Плутон в своем подземном царстве. Вся картина проникнута ощущением беззаботной радости бытия и несколько фривольного отношения к жизни. Она поступила в Лувр в 1801 году.