Картина «Моисей Водитель». Ветхозаветное событие — получение Моисеем скрижалей каменных — произошло на горе Синай, когда ее осенила слава Господня. Сюжет этот не раз трактовали многие художники. Александр Иванов воплощает его в своих библейских эскизах при ясном свете дня как предстояние Моисея со склоненной головой и сложенными руками перед телесно неощутимым, но все же реально очерченным, сидящим на каменном троне и сливающимся с небесным светом Богом в облике человека.
У Рериха гора Синай — не плоский подиум, как у Иванова, а скалистая вершина. Ее накрыло облако, темнее ночи, а слава Господня представлена на картине в виде извивающейся ленты северного сияния. Такую художественную идею Рериха нельзя считать абсолютно надуманной, поскольку известно, что на такой южной широте авроральные явления чрезвычайно редко все же регистрируются ионосферными станциями.
Моисей, словно венчая вершину, протянул руки вверх и почти касается льющихся из Космоса потоков света. Параллельные мазки светло-зеленого с белыми корпускулами на иссиня-черном фоне рождают ощущение фосфоресцирующего сияния. И набегающие одна на другую рифмованные колонки лучей полярного сияния — все это, как раскрытая книга скрижалей, как проявление космического огня, логосу которого внимает Моисей. У Рериха космический огонь — духовно-материальная субстанция, способная соединить высшее и земное, Бога и человека. С ее помощью можно передать озаренную огненную мысль — так надо понимать смысл «огневидения» Моисея.
На картине Николая Рериха — на острой скалистой вершине священной горы Синай Великий Пророк Моисей, в пламенном порыве, воздев руки к небу, озаренному многоцветными огненными всполохами полярного сияния, слышит Голос Бога и получает Божественный Закон, данный всему человечеству — Десять Заповедей.