Молитва перед обедом — Жан Батист Симеон Шарден

Молитва перед обедом — Жан Батист Симеон Шарден

Молитва перед обедом   Жан Батист Симеон Шарден

Как и почти все жанровые картины Шардена, «Молитва перед обедом» существует в нескольких копиях. Ту картину, которую вы сейчас видите перед собой, мастер в 1740 году преподнес в дар французскому королю Людовику XV. Теперь она находится в Лувре. Еще одна «Молитва перед обедом» хранится в Эрмитаже. А другой, очень похожей сценой, считающейся также авторской копией, владеет роттердамский музей Бойманс-ван Бейнинген. Такое количество копий свидетельствует о том, что картина была очень популярна при жизни Шардена.

Нужно сказать, что и сейчас она является одной из самых известных работ в коллекции Лувра. Изображая повседневную сцену из жизни французской семьи третьего сословия, Шарден не жалеет лирических тонов. Эмоциональность была творческим кредо мастера. Гравер Кошен, биограф живописца, писал, что однажды, рассердившись на поверхностную болтовню некоего художника о технике живописи, Шарден раздраженно спросил: «Но кто вам сказал, что пишут красками?» — «А чем же?» — удивился незадачливый собеседник. — «Пользуются красками, — сказал Шарден, — но пишут чувством». Маленький ребенок занят очень важным делом. Он учится произносить молитву. Может быть, в первый раз он самостоятельно произносит слова, которые до того лепетал вслед за матерью и старшей сестрой.

Современному зрителю может показаться, что перед нами девочка, но на самом деле это — мальчик. То, что он одет в платьице, не должно вас смущать. Это — обычная одежда маленьких детей обоего пола в XVIII столетии. Лицо молящегося мальчика скрыто от нас. Видны лишь его пухлые щечки и слегка вздернутый носик. Светлое его платье почти сливается с цветом скатерти, на которую отбрасывают тень молитвенно сложенные руки мальчика. Шардену удалось достичь в «Молитве перед обедом» поразительной проникновенности и теплоты.

Он добивается этого, «связывая» взглядами всех персонажей картины. Малыш доверчиво смотрит на мать, она — с нежностью глядит на него. И старшая девочка наблюдает за младшим братом. Она тоже произносит молитву — над краем стола видны ее сложенные руки. Шероховатую и словно светящуюся изнутри мягким приглушенным светом поверхность картины Шарден создает, накладывая на холст несколько слоев краски. Детали своей «магической», по словам современников, техники он держал в секрете.