После проливного дождя московская улица превратилась в речку с бурно несущимся потоком воды и грязи. Через этот поток по скользким бревнышкам перебираются на другую сторону улицы пешеходы, подобрав повыше подолы своих одежд.
На первом плане картины изображена молодая женщина в белом платке, осторожно ступающая по мосткам. Ее длинная одежда застегнута на большие пуговицы, и этим ярким рядом светлых пятен обозначена ее гибкая движущаяся фигура.
Рябушкин всегда придавал большое значение одеждам, изучал русский старинный костюм.
Замечательно лицо женщины: оно молодо и прекрасно своей особенной национальной красотой. В глубине виднеется фигура боярина, с превеликой важностью сидящего на вороном коне. Рядом другой всадник, который, видимо, устраняет пешеходов, мешающих движению начальства. И действительно, громоздкая, нелепая фигура такого пешехода в глубине картины старается поскорее добраться до сухого места, и его встречает веселый смех людей, уже стоящих на суше.
На левой стороне целая группа беседующих между собой людей. Совсем справа в этой группе, лицом к зрителю, стоит, с притворной скромностью опустив долу очи, молодая красавица, нарядная, набеленная и насурмленная. Правее, на столбике, укреплен четырехгранный киотец с иконами. За столбик ухватился молодой человек, готовящийся перепрыгнуть через поток грязи. Под киотцом сидит нищий с профессиональным жалостным лицом. Фоном картины являются многочисленные здания — храм с шатровой колокольней и рядом служебные постройки какой-то богатой усадьбы.
Картина написана с необыкновенным знанием быта и облика людей 17-го века, она воссоздает живую городскую сцену, характерную для той эпохи.