Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» не только одна из самых известных работ мастера, но и самая философски наполненная, глубокая.
Работа велась в Тверской губернии, рядом с городом Вышний Волочек, а сама живописная церквушка перекочевала на полотно из ранее созданного этюда на Плесе.
Сам Левитан по-особенному относился к этой картине, существуют даже свидетельства, что весь период, который ушел на работу мастер просил свою сердечную подругу Софью Кувшинникову играть Героическую симфонию Бетховена.
Итак, перейдем к описанию. Вначале нельзя отвести взгляд от широких водных просторов, которые располагаются почти на половину картины, лишь позже глаз замечает небольшую деревянную церквушку и покосившиеся от времени кресты — вот тут-то и начинает открываться весь глубинный смысл, заложенный автором.
Тяжелые облака нависают над водными просторами, порывистый ветер качает деревья — все это навевает мысли о бренности и мимолетности жизни, одиночестве и быстротечности, смысле существования и человеческого назначения.
«Над вечным покоем» затрагивает извечные размышления о Боге, природе, мире, о самом себе. Один из ближайших друзей художников назвал картину реквиемом по самому себе. Никогда больше не создаст Левитан такого пронзительного творения.
Несмотря на философскую грандиозную программу картины, она проникнута любовью к великой красоте природы, родных просторов, Родине.
Родина, которая гнала мастера из любимой Москвы из-за его еврейского происхождения, Родина, которая считала излюбленный Левитаном жанр пейзажа второстепенным, Родина, которая не оценила до конца выдающегося уникального дарования — все равно Левитан продолжал ее любить, восхвалять в своем творчестве, и не зря представленная картина считается «самой русской» из всех написанных.