Натюрморт с музыкальными инструментами — Эваристо Баскенис

Натюрморт с музыкальными инструментами   Эваристо Баскенис

Баскенис — один из самых загадочных итальянских художников эпохи Барокко. Более 600 натюрмортов с музыкальными инструментами написал мастер за свою творческую жизнь.

Изменяя композицию, свет, колорит, набор инструментов, окружающий интерьер, автор словно пытался средствами живописи победить музыку, доказать превосходство изобразительного искусства. При всем многообразии, неизменным в «инструментальных» натюрмортах остается присутствие в композиции черного походного ящика с письменными принадлежностями, перо, ноты, отсутствие струн на изображаемых лютнях, виолах, виолончелях.

Работа, размещенная в залах академии Каррары, написана легко и элегантно. Здесь много света и воздуха. Простой, нейтральный фон, лишенный всяких деталей и цветового разнообразия, концентрирует внимание публики на собранных инструментах. Розовые ленты на головке грифа лютни и кончике смычка, добавляют в работу барочной пышности, хотя играть с такими лентами неудобно, да попросту невозможно. Удивляет и отсутствие струн на инструментах. Не менее загадочен и черный ящик с нотной партитурой. Музыки нет. Она еще не родилась. Она существует лишь на страницах исписанных нотными знаками, ее никто не слышит.

Инструменты лишены струн, они молчат. Но все детали натюрморта, собранные в одной композиции, рождают в воображении зрителя иную музыку. Это музыка цвета, света, уверенных мазков и неуловимого колорита. «Инструментальные» натюрморты Баскениса можно увидеть во многих музеях и галереях мира. Самые известные находятся в академии Каррары, Метрополитен музее, Музее театра Ла Скала.