Опахивание — Григорий Мясоедов

Опахивание — Григорий Мясоедов

Опахивание   Григорий Мясоедов

Григорий Мясоедов, как глубоко любивший свою родину человек, занимался изучением древних обычаев языческого культа, всецело верил в чудодейственную силу ритуалов и заклинаний. Один из самых ярких обрядов — опахивание — художник запечатлел в одноименной картине.

Опахивание — древний славянский обряд, проводимый крестьянами во многих уголках России. Язычники верили, что этот ритуал способен прогнать или отпугнуть Коровью смерть — злое существо, вызывающее падеж скота. Проводилось опахивание исключительно женщинами: девицами, незамужними, вдовами, старухами. Мужчинам же в это время строго запрещалось переступать за порог избы.

При первых признаках мора животных, женщины в полночь собирались на окраине деревни, раздевались до рубах или донага, распускали волосы, вооружались кочергами, ухватами, метлами и прочей женской домашней утварью. Впрягшись в соху, они должны были обойти село, опахать его, оставив глубокую борозду, которую не сможет преодолеть Коровья смерть. Опахивание сопровождалось шумом, гамом, песнями, заклинаниями — крестьяне верили, что это поможет сильнее запугать болезнь.

Несмотря на важность ритуала, его изображения встречаются крайне редко. Славяне верили, что видеть его не должен никто, кроме участвующих в опахивании женщин. Каждый встреченный мужчина жестоко наказывался, а животное — убивалось, т. к. могло на самом деле быть не кошкой или собакой, а самой Коровьей смертью, обратившуюся в них. Поэтому картина Мясоедова — уникальное в своем роде полотно, приоткрывшее тайну важнейшего языческого обычая.

Художнику с великим мастерством удалось передать на холсте мистическую атмосферу обряда, эмоции женщин и их безграничную веру в помощь невидимых, но веками почитаемых высших сил. И каждая из них твердо знает, что в эту ночь надежды на хороший исход непременно сбудутся.