Серов не раз обращается к деревенской теме, но, в отличие от своих предшественников — передвижников 1860-х годов, он не стремится обличать несправедливость или вскрывать социальные конфликты. Для него важно показать повседневную жизнь деревни, ее истинное лицо. Часто он пишет деревню осенью и зимой, показывая в своих работах серое небо, неказистые деревья с пожелтевшей листвой, людей, занятых своими обычными делами.
Такова его картина «Осенний вечер в Домотканово», одна из интереснейших работ раннего творчества Серова, написанная в деревенской усадьбе его друга, художника Владимира Дервиза. На этой картине перед нами предстает простой сельский пейзаж — пожелтевшие деревья, освещенные неярким вечерним светом, и серое осеннее небо. Это простая, неброская красота, близкая сердцу художника.
Домотканово впоследствии сыграло большую роль в творчестве художника. Все работы, созданные в этой усадьбе, — простом двухэтажном доме с колоннами, расположившемся в уединенном месте, в окружении холмов и яблоневого сада, — столь значительны, что без них уже невозможно представить историю русской живописи.