60-70-е гг. XIX века — время зарождения первых революционных настроений. В обществе росло недовольство существующим социальным строем, с его проблемами и несправедливыми порядками. Появляются народовольцы, каждый из которых, действуя разными способами, стремился построить счастливое будущее, основанное на равенстве и свободе.
Представители творческой интеллигенции, как никто другой, остро реагировали на несовершенство общественных порядков и разделяли нараставшие революционные настроения. В числе деятелей искусств, активно выступавших с критикой существующего уклада и правящей власти, был художник Владимир Маковский. Собственную позицию он неоднократно подчеркивал посредством своих картин. Среди работ, отражавших революционную тематику, выделяется написанное в 1879 году полотно «Осужденный».
Главным персонажем картины стал молодой народоволец, арестованный и осужденный за несогласие с властью. Из зала суда жандармы вывели его к родным. Видя задумчивое и угрюмое лицо сына, в слезах с мольбой и безутешным горем в голосе обращается к нему мать. Плачущий, закрывшийся в своем горе отец пытается удержать ее, понимая, что ничего уже изменить нельзя. Остальные пришедшие на суд с тревогой и печалью глядят на него, обреченного на изнурительный каторжный труд, словно прощаясь, ведь домой возвращались с каторги единицы.
Нет сомнения в том, что художник открыто симпатизирует осужденному и его родным, тонко, с особой грустной теплотой передавая их душевное состояние: безутешное горе и тревогу за навевающее печаль будущее. Приглушенная серо-коричневая гамма палитры, в которой решен колорит картины, как нельзя лучше соответствует драматизму и мрачности сцены.
Правдивая, наполненная глубоким идейным смыслом и ясностью содержания, работа «Осужденный» коснулась острых вопросов современности, чем заслужила безоговорочное признание как в среде творческой интеллигенции, так и среди простого народа.