Отрочество Богоматери — Франсиско де Сурбаран

Отрочество Богоматери — Франсиско де Сурбаран

Отрочество Богоматери   Франсиско де Сурбаран

Среди блестящих живописцев XVII века Франсиско де Сурбарану принадлежит одно из первых мест. Это художник своеобразный, глубоко самобытный, творчество которого всеми корнями связано с Испанией.

Сурбаран никогда не учился в Италии, подобно Рибере; ему не посчастливилось, как Веласкесу, иметь ученого наставника, жить в столице, путешествовать и общаться с выдающимися людьми современности. Уроженец Фуэнте де Кантоса, маленького городка в Эстремадуре, Сурбаран почти всю жизнь работал в Севилье, крупном центре испанской культуры. Заказчиками мастера были в основном монастыри и религиозные братства.

Его художественные вкусы формировались под влиянием испанского средневекового искусства, картин и гравюр иноземных мастеров, которые он мог видеть у местных коллекционеров. Непосредственным учителем Сурбарана был ремесленник, занимавшийся росписью скульптур,- не случайно в творчестве живописца чувствуются отголоски деревянной пластики. В целом картины Сурбарана отличаются монументальностью, размеренным композиционным ритмом, красотой и звучностью цвета.

Рассказывая о Библейских событиях, Сурбаран стремится быть достоверно-убедительным и черпает вдохновенье в окружающей жизни. Образы его нередко портретны, вещественность письма, пластическая сила живописи подчеркивают жизненную конкретность сцены.

Тема юности Богоматери, широко обсуждавшаяся теологами XVII века, появилась у художника в конце 1620-х годов. В разные периоды решение ее Сурбараном приобретало различные оттенки. Так, трактовка картины конца 20-х годов из собора в Хересе, наиболее жанровая. Она напоминает этюд, написанный с натуры. Более торжественным выглядит произведение начала 30-х годов из Метрополитен-музея в Нью-Йорке: Богоматерь изображена молящейся, в экстатическом состоянии, рядом с ней — цветы; вся сцена обрамлена пышными драпировками.

Эрмитажное «Отрочество Богоматери» датируют концом 1650-х-1660-ми годами. Это поздний период творчества художника. На склоне лет Сурбаран вновь стремится к камерному решению, но избегает бытового снижения темы. Девочка показана во время молитвы. Ее детское лицо, простонародное, круглое, с широко расставленными глазами, очаровывает своей ребячливой серьезностью и необыкновенной одухотворенностью. Фигурка девочки, сидящей на маленьком деревянном стуле, отличается характерной для произведений Сурбарана статуарностью; ее силуэт компактен, детали одежды даны крупными нерасчлененными массами, аксессуары сведены до минимума.

Подобно тому, как это имело место в средневековой живописи или в раскрашенной деревянной скульптуре, художник заполняет плоскости ярким локальным цветом, подобранным с большим вкусом и изысканностью. Обращает на себя внимание оторочка платья с мелким изящным узором. Мастер монументальных форм, Сурбаран блестяще справлялся с деталями, требовавшими ювелирной тонкости отделки.

Проникнутое созерцательным настроением лиричное «Отрочество Богоматери» раскрывает еще одну сторону дарования художника, известного, главным образом, как создателя грандиозных, величественных полотен.

Картина поступила в Эрмитаж в 1814 году из собрания Кузвельта в Амстердаме.