Озеро — Аполлинарий Васнецов

Озеро   Аполлинарий Васнецов

Аполлинарий Михайлович Васнецов, младший брат знаменитого художника Виктора Михайловича Васнецова, был известен и пользовался неизменным успехом у коллекционеров, зрителей и театральных деятелей.

Его творческое кредо выработалось в процессе трудного художнического становления. Начинал Аполлинарий Михайлович свою творческую жизнь, как пейзажист. Уже первые работы были замечены критикой и коллекционерами.

Третьяков сразу же купил его пейзаж «Серенькое утро».

Увлекшись затем историческими картинами, археологическими изысканиями, а в последствие на базе этих знаний и написанием картин, созданием оформления к операм современных композиторов: «Хованщина» 1897 и «Сказание о неведомом граде Китеже»1907, а также иллюстрированием книг » Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» и «Картины русской истории» давало повод думать, что пейзаж, как жанр, отошел для него на второй план. Но во время подготовки спектакля » Сказ о неведомом граде Китеже» Аполлинарий Михайлович вдруг пишет один из вдохновенных своих пейзажей «Озеро» в 1902 году.

Обращаясь к пейзажам, написанным в предыдущие годы, хочется отметить, что художнику всегда были свойственны эпичность и монументальность в композиции мотива. Он даже, по свидетельству современников, иногда преувеличивал, для достижения контраста, некоторые детали.

В картине «Озеро» мы видим все ту, же любимую уральскую природу русского Севера. Седые гигантские ели, мрачная щетка леса по склонам гор, плоское зеркало озера, как бы скрывшего в своих глубинах «неведомый град Китеж». Фигура женщины собирающей цветы в простом крестьянском одеянии, написанная без деталей, без подробностей — здесь только масштаб всего вокруг происходящего.

Мера этого гигантского божьего творения, где на многие версты кругом нету души человеческой, тянется и тянется мрачный угрюмый пейзаж, как бы замкнувший в себе все свои тайны.

Современные критики писали, что Васнецов в своих уральских мотивах подражает скандинавским художникам. Но думается, что сюжет «Озера» скорее мог быть навеян самой суровой красотой горных лесов и ущелий. Хотя в то время все скандинавское было в большой моде и влияло, конечно, же, неосознанно.

Колорит работы, тяжелый сочный зеленый в разных вариациях — от серебристого до почти черного. Работая в то же время над оформлением спектакля о «Китеже», быть может художник в реалистичный северный ландшафт вложил чуть-чуть от фантазии заложенной в опере.

Вглядываясь в магическую глубину пейзажа на зеленоватые тени, падающие на уснувшее озеро, на погруженный в тишину лес, на пастозно написанные торчащие неподвижные лапы елей, погружаешься в сказочную красоту исконно русского пейзажа. Все это делает Аполлинария Михайловича Васнецова мастером самобытной ландшафтной живописи.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)