Сюжетом послужила древняя мусульманская традиция. Священный ковер кисва — религиозная святыня мусульман — предназначен для облачения главного святилища — Кааба в Мекке. Ковер помещали в специальное сооружение — махмаль, водружали на верблюда, и в сопровождении торжественной процессии паломников и верующих караван шествовал по улицам Каира, направляясь в Мекку.
По окончании хаджа верующие получали небольшие части ковра и увозили их с собой в разные концы мусульманского мира. Ежегодно лучшие мастера Египта заново ткали и вышивали священный ковер для перенесения его в Мекку. При возвращении паломников в Каир их встречала праздничная толпа горожан.
Ритуал встречи был связан не с ковром, а с возвращением самих паломников и махмаля, который почитался за священный предмет. Маковский был в Каире несколько раз и мог наблюдать процессии паломников как направляющихся в Мекку, так и возвращающихся обратно. Поскольку авторское название картины говорит о перенесении священного ковра, то процессия может направляться только из Каира в Мекку.