Переходный момент — Сальвадор Дали

Переходный момент — Сальвадор Дали

Переходный момент   Сальвадор Дали

Невероятное по исполнению полотно «Переходный момент» принадлежит кисти сюрреалиста Дали. Написано оно в 1934 года на пике славы художника. Повествование картины, как и всегда, не подлежит здравомыслию и достаточно сложно.

Попытка адаптировать смысл «Момента» под прочтение, как, например, пейзажа или портрета, увенчается неудачей. Значит, то, что хотел сказать автор — остается загадкой и дает пространство для собственной фантазии. Нашей с вами фантазии. Можно притянуть повествование к названию картины. «Переходный» — это какой? Быть может, тот самый, что отобразил Дали в образе женщины в белом, а быть может, автор имел ввиду глобальное переселение сквозь пески в город. В тот, город, что миражом маячит на дальнем плане. Разумеется, второй вариант более поэтичен и наполнен глубоким смыслом.

В основу сюжета Дали вложил собственные переживания и размышления. Его размышления направлены в сторону вечного поиска собственного приюта — для мыслей, для тела, для души. Пространство его обитания — пустыня, горизонт, недосягаемый мираж. Дали стремится дотянуться до уюта и тепла того города. Его ровное путешествие нарушает женщина, идущая наперерез. Учитывая то, что 1934 год — дата обручения с Галой, давней возлюбленной Сальвадора, автор мог вкрапить ее образ в работу.

Именно ее появление повлекло изменения в характер работ, наделив их женскими образами Галы. Симбиоз вымысла и реальности воплотил в жизнь работу насыщенную метафорами. В картине много воздуха и простора. Кучевые облака рождают затейливые картины и метаморфозы и также создают своеобразный переход из одного образа в иной.

Колорит работы теплый. Письмо Дали ровное, спокойное, кропотливое. Он уделил внимание контрастам теней и света, тем самым наделив детали нужным объемом. Художник, как и обычно, стремится передать значимость света в своих пейзажах. Он пишет длинные черные тени, а основной фон отображает очень светлыми красками с обилием белил. Направление теней задает динамику движения и направление.

Уходящее светило не отражено в картине, но оно также испытывает момент перехода из будней в ночную спячку. Оно точно где-то есть, о чем кричат яркие блики и все те же странные пятна, которые отбрасывают предметы на плоскость.