Владимир Маковский по праву считается одним из лучших мастеров описания бытовых сцен, передачи настроения и характеров. Реализм играет большую роль в его произведениях, порой зрителю кажется, что он непосредственно становится участником изображенных событий. Точная передача художником всех мелочей в одежде, отделке, убранстве переносит нас в прошлое, заставляя вместе с персонажами картин переживать ситуации, задуманные Владимиром Егоровчем.
Одной из таких картин является «Первый фрак». На ней художник изобразил молодого человека, одетого в новенький фрак. Дело происходит в небольшой комнате; возле новоиспеченного щеголя собрались все домочадцы. По неуклюжей фигуре молодого человека видно, что фрак он надел первый раз в жизни: он сутулится, зачем-то развел в стороны локти. По его лицу видно, что ему не терпится услышать мнение о его новом костюме родных, которые во все глаза смотрят на обновку.
Рядом с главным героем картины стоит его бабушка. Приподняв очки, она, с видом эксперта разглядывает тонкую ткань пиджака, видимо, оценивая ее качество. Слева стоит молодая женщина, которая с умилением смотрит на молодого человека, в ее улыбке читается одобрение и восторг, видно, что новый костюм ей по нраву. Даже молоденькой горничной интересно взглянуть на молодого красавца барина, стараясь не выдать своих эмоций, она прикрылась рукой.
Но взгляд молодого барина обращен к женщине, одетой в черное платье. Вероятно, это его мать и ее мнение действительно важно для юноши. Но на лице ее не видно восторга и радости, только какая-то усталая задумчивость. Какие же внутренние сомнения терзают ее?
Тщательно, до мельчайших подробностей изобразил Маковский комнату, в которой происходит действие — это типичная комната дворянского дома того времени. Вернее всего, что в этой комнате живет сам главный герой полотна. В комнате можно увидеть большой шкаф, тахту, солидный письменный стол для работы. На стенах много картин, видимо юноша является поклонником художественного искусства, а может, это просто дань моде.
Белая кафельная печь у центральной стены — яркий элемент картины. Она отражает много солнечного света, из-за этого полотно становится не таким темным. Интересен прием, используемый художником при написании полотна — зритель наблюдает за сценой словно бы через окно, это дает возможность максимально погрузиться в атмосферу картины Владимира Маковского «Первый фрак».