«Пьета», или «Оплакивание Христа», была создана молодым Доменико Теотокопули, известным нам под именем Эль Греко, во время его пребывания в Риме. Во многом эта картина напоминает неоконченную скульптуру Микеланджело, которую называют «Пьета с Никодимом», или «Пьета Бандини» , ныне хранится в Флорентийском соборе.
Трое обнимают мертвого Иисуса Христа: Богоматерь, мать Христа, Мария Магдалина и Иосиф Аримафейский. В такой же компактной группе из четырех фигур трагическая выразительность и страстная одухотворенность достигает апогея. Если Микеланджело достигает драматического эффекта пластическими средствами, то Эль Греко использует в картине более резкие переходы красок. Для того чтобы передать глубину чувств, художник сочетал более резкие цвета, характерные для римских художников, с более широкой палитрой венецианского стиля.
На заднем плане мастер изобразил пейзаж с горой Голгофой — местом распятия Мессии. На горе установлены три креста, для Христа и двух разбойников, которые были казнены вместе. Ненастные небеса также скорбят о смерти безвинного Агнца Божьего.
Полагают, что в своей картине «Оплакивании Христа» Эль Греко использовал как образец не только скульптурную группу «Пьета Бандини» работы Микеланджело. Положение ног и кистей рук мертвого Христа, безжизненно обвисших, напоминает Рисунок, выполненный Микеланджело по просьбе Виттории Колонны. Причем в рисунке Буонарроти, как и в картине Доменико, Богоматерь возвышается над поникшей фигурой Сына Божьего, поддерживаемой с двух сторон.