Многие ли из молодых сегодня знают, что такое эпистолярный жанр? А если и знают, то часто ли практикуются в нем? Все-таки письма от руки стали днем вчерашним как-то незаметно и, увы, скорей всего, навсегда. Все эти sms-ки, «аськи», Skype, конечно, технически гораздо совершеннее, но душевности и теплоты в наше общение не добавляют. А ведь классики любили и умели писать письма! Даже делали это с черновиками. Иные послания на несколько страниц — настоящие произведения искусства! А каков язык любви! Ведь мужчина, когда влюблен, становится необыкновенно
Красноречив и вдохновенен. Касаться такого предмета, как женщина, сладко, больно и мучительно. Словом, любовное письмо «вечная» тема для романтического искусства. В том числе, и живописного. Скажите, ну, разве может художник равнодушно игнорировать момент получения женщиной письма от любимого?! То-то и оно! Вот и малоизвестный ныне итальянский живописец конца XIX века Э. де Блаас в стороне не остался.
Итальянцы вообще — нация довольно темпераментная, и «язык любви» им прекрасно знаком. Кого же мы лицезреем на полотне под названием «Письмо вслух»? Двух молодых барышень, одну из которых осчастливил посланием кавалер, и вторую — подругу и слушательницу. Конечно, первая — черноглазая и чернобровая шатенка с узкой талией, туго затянутая по моде того времени в корсет, выглядит куда более счастливой — на губах играет легкая мечтательная полуулыбка. Она вся — не здесь, в мыслях — о любимом. А вот выражение лица второй, прямо скажем, настораживает — есть в нем что-то завистливое, скользкое. Того и гляди — скажет какую-нибудь гадость или пошлость! Возможно, это только предположение. Но как же реалистично выглядят обе!..