Весной 1888 года в творчестве Ван Гога происходит новый всплеск. Долгожданное тепло, позволившее художнику выйти на пленер, новые надежды и планы, связанные с переездом в Арль, — все это отразилось в его живописи, наполнив ее яркими эмоциями, звучными цветовыми сочетаниями, новыми идеями и свежими мотивами.
Весенние пейзажи Арльзского периода полны необычной жизненной силы. В «Платановой аллее» главным героем полотна становится солнце. Его лучи освещают посаженные ровным рядом деревья, и их стволы и ветви начинают играть яркими охристыми и желтыми бликами на фоне необычно-синего весеннего неба.
Композиция картины закрыта, поскольку автор в первую очередь пытался передать эффекты весеннего освещения на крупных стволах платанов. Но при этом художник передал и глубину пейзажа, усилив линейную перспективу воздушной. Весеннее небо как будто окрашивает мостик с идущим по нему составом на дальнем плане в ярко-синий цвет.
Холодновато-зеленый цвет травы переходит в игру теплых охристых, коричневых и красных оттенков на переднем плане. Крупные ровные мазки создают эффект красочной мозаики. Все это наполняет пейзаж воздухом, помогая передать светлое состояние пробуждающейся природы.