Поклонение пастухов — один из эпизодов рождения Иисуса Христа, описание которого было представлено в Новом Завете. Пастухи были впервые упомянуты в священном писании, когда к ним явился ангел и поведал о рождении спасителя. Ангел подает пастухам знак, который направляет их в Вифлеем на поиски того самого младенца. После долгих поисков пастухи все же добрались до яслей Иисуса и поведали матери его об их встрече с ангелом. Младенец Христос стал надеждой для всего человечества, поэтому пастухи пали перед ним на колени, надеясь на спасение.
Полотно «Поклонение пастухов», написанное знаменитым испанским художником Эль Греко в 1612 году, входит в цикл картин, посвященных библейским сюжетам. Данная картина относится к позднему периоду творчества художника, отличительными чертами которого являются мрачные цвета, загадочность и чувство безысходности.
В его работах данного периода образы людей приобретают все больше нереальных черт: пропорции людских тел сильно искажаются и приобретают пугающие нездоровые очертания, которые порой напоминают собой языки пламени, вырывающиеся из костра. Сильно вытянутые фигуры людей словно парят над землей, символизируя духовное слияние человека с Богом. Одежды мистических героев будто существуют отдельно от хозяев, они всегда остаются запечатленными в необычном движении.
Благодаря разному освещению картина разделяется на две части. Самой светлой частью, естественно, является ложе Христа. Дева Мария находится рядом со своим сыном, лежащим на белоснежной простыне. Младенца окружают фигуры пастухов, лица которых слегка освещены светом, исходящим неведомо откуда. На второй, более темной, части картины изображены ангелы, зависшие в воздухе и с трепетом наблюдающие за новорожденным. Существует мнение, что пастух, находящийся на переднем плане полотна, является автопортретом Греко.
Цветовая гамма картины делает ее мрачной и загадочной, стирая границы между реальностью и воображением. Таинственный свет, идущий от младенца Христа, делает фигуры людей расплывчатыми, что привносит в полотно нотку мистики.
Эль Греко писал несколько полотен на этот библейский сюжет, но данная работа является его любимой и последней. Он создал ее специально для монастыря Санто-Доминго-эль-Антигу, где и находится его могила. Данное полотно долгое время служило украшением алтаря надгробия Эль Греко.