Алтарь «Поклонение волхвов» — один из самых прекрасных алтарей Северного Ренессанса. Сцену поклонения Младенцу и Мадонне Дюрер всегда стремился показать в яркий солнечный день. Тусклые краски ночи и расплывчатость рассвета казались художнику неподходящими для столь торжественного момента. Также он любил изображать Святое Семейство, волхвов и пастухов на фоне живописных руин фантастического древнего города.
Волхв у народов Древнего Востока — мудрец, обладавший знанием тайных сил природы, наблюдавший за движением светил, предсказывавший по звездам судьбу. У древних славян — чародей, колдун, прорицатель, служитель дохристианских культов. Наиболее известны три волхва, явившиеся с дарами в Вифлеем на поклонение младенцу Иисусу.
В Евангелии имена волхвов не указаны, но по традиции их называют Балтазаром — владыкой сокровищ, Яспиром — белым и Мельхиором — царем света. Первый из них принес в дар Иисусу золото как символ царской власти; второй — ладан в знак признания его божественности, третий — мирру, которая употреблялась при бальзамировании, как пророческое указание на ожидавшую Христа мученическую смерть. На своем пути в Вифлеем волхвы ориентировались по замеченной ими на востоке необыкновенно яркой звезде, получившей название Вифлеемской.
Опустился на колени перед Христом старший из волхвов, Яспир. Внимательно разглядывает он тянущегося к нему Младенца. Переглядываются стоящие сзади Балтазар и Мельхиор. Они проделали долгий путь, следуя за путеводной звездой; они принесли дары новому Царю Иудейскому, но что-то смущает этих мудрецов. Смутные сомнения охватывают их при виде женщины в простой одежде. Еще секунда, и волхвы преклонят колени перед Спасителем, но на картине Дюрера запечатлен именно миг колебания, миг сомнения.