Портрет А. М. Горького — Валентин Серов

Портрет А. М. Горького   Валентин Серов

«Портрет А. М. Горького» написан в 1904 году и в настоящее время хранится в Музее-квартире А. М. Горького в Москве. Валентин Александрович Серов ухватил самое главное в образе А. М. Горького и воплотил это в своей портретной работе.

Непросто создавать портрет великого русского писателя. Для этого требуется понять его как личность, понять его как человека. Писать портрет — сложная вдумчивая работа, а создавать портрет гениальной личность вдвойне ответственно, сложно, но всегда интересно и значительно. На портрете изображен молодой писатель, активный в своем творчестве и в борьбе за человеческие идеалы.

А. М. Горький облачен во все черное, что подчеркивает его отличие от окружающего мира ненужной пестроты, пошлости и грубости. Писатель словно доказывает, что-то утверждает. Перед нами человек твердый, убежденный, уверенный в высоких идеях и образцах. А. М. Горький не только выдающийся писатель своего времени, но и сильный философ и крупный мыслитель. Таким образом, «Портрет А. М. Горького» являет перед нами не только человека высокого уровня художественного слова, но и человека-творца великих идей, великих мыслей.

Для А. М. Горького как писателя характерно умение донести свои взгляды, убедить окружающих в правильности, доказать какие-то свои выводы, попытаться их объяснить или опровергнуть, но все-таки найти верное доказательство своих гуманистических, философических размышлений и умозаключений.

Портрет лаконичен, сдержан, прост, здесь нет нестандартных колористических решений, композиционных уловок. Для изображения характерна этюдная незаконченность, сниженная прорисовка и отсутствие детализации. Особый стиль, художественная манера полотна прорисовываются через беглый штрих, открытые, лишенные полутонов и оттенков, цветовые «блоки».

Фигура А. М. Горького выглядит размашистой, слишком крупной для плоскости холста. А. М. Горький слишком велик, необъятен, что его образ не вмещается в узкие, тесные рамки портретного изображения. Эта невольная скованность, стиснутость в координатах художественного произведения точно еще больше подчеркивает внутреннее горение, неуспокоенность писателя, его порыв, непрерывное движение мысли.

Характер, личность писателя читается во взгляде, в движении рук, в целом соединяясь в общий сильный энергетический поток, поток сознания, мыслей, чувств великого писателя. Это непросто портрет — это символ эпохи, символ времени. Взгляд с портрета — это больше, чем взгляд, это больше, чем жизнь. Это моменты истории, о которых нельзя забывать, как нельзя забывать о своей собственной жизни, чтобы ни в коем случае ее не растратить, не израсходовать на глупые удовольствия и псевдоидеалы.